Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Орловский специальный реабилитационный дом-интернат для детей» является подведомственным учреждением министерства образования Саратовской области. Рассчитан на 85 койко - мест. Здание кирпичное с бетонными перекрытиями. Состояние здания соответствует санитарным нормам и правилам, соответствует требованиям пожарной безопасности. Территория ограждена забором, благоустроена, оборудована камерами видеонаблюдения.
Материальная база: жилое здание общей площадью 3069,2 кв.м., банно-прачечный корпус, котельная, овощехранилище, гараж на три бокса, 3 склада, детская игровая площадки, беседка, качели, песочницы с закрывающимися крышками, мини формы, клумбы, заложен фруктовый сад. Водоснабжение из собственной артезианской скважины. Отопление - местное, от своей котельной на природном газе, имеется 7 единиц автотранспорта.
Учреждение предназначено для предоставления социально - реабилитационных и образовательных услуг детям-инвалидам в возрасте от 4 до 18 лет с глубокой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения.
Социальные услуги оказываются воспитанникам согласно ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" ст.31. Услуги предоставляются бесплатно на основании индивидуальных программам предоставления социальных услуг.
Целями деятельности учреждения являются:
- оказание социально - медицинской помощи, психолого-педагогической реабилитации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, иным воспитанникам проживающим в Учреждении;
- осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования и дополнительного;
- оказание социально-правовых услуг детям-инвалидам, их родителям, законным представителям.
Стационарное обслуживание в доме-интернате организованно в соответствии с Уставом, лицензиями на осуществление медицинской и педагогической деятельности.
В структуру детского дома входят:
- отделение социально-медицинской реабилитации
- отделение милосердия
- отделение психолого-педагогической помощи
- отделение социально-консультативной помощи
- подразделение, реализующее адаптированные образовательные программы
которые предоставляют следующие услуги :
- предоставление социального обслуживания в стационарной форме
- реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования
- реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования
- реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью
- реализация дополнительных общеразвивающих программ
Штатная численность – 180 штатных единиц.
Численность работников учреждения – 147 человек, в том числе:
- административно управленческий аппарат –12 человек;
- педагогические работники –21 человек;
- врачи–5 человек;
- средний медперсонал –15 человек;
- младший медперсонал –46 человек;
- специалисты –15 человек;
- прочий персонал - 33 человек.
Предметом деятельности учреждения является предоставление социальных и образовательных услуг детям с аномалиями умственного развития, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания и создание комфортной социально-медицинской, психолого-педагогической и образовательной среды для формирования жизненной компетентности в комплексном развитии детей с ограниченными возможностями, их успешной реабилитации.
Основные направления комплексной реабилитации:
- Медицинская реабилитация проводится в следующих направлениях:
- поддерживающая и восстановительная медикаментозная терапия
- лечебная физкультура, массаж, физиотерапия
- специализированная помощь
- лечебное питание
- обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации .
Для сохранности здоровья воспитанников работают: врач-психиатр, врач-клинико-экспертной работы, врач-педиатр, врач-психиатр, врач – невролог, врач-стоматолог, врач-физиотерапевт, фельдшер, старшая медицинская сестра и 13 медицинских сестер, медицинская сестра по диетпитанию, медицинская сестра кабинета ФТК, 2 медицинских сестры по массажу, медицинская сестра процедурной, медицинская сестра дезинфектор, инструктор по ЛФК.
В доме – интернате имеются необходимые кабинеты для оказания медицинской помощи:
- стоматологический кабинет
- зал лечебной физкультуры
- физиотерапевтический кабинет
- массажный кабинет
- кабинет врачебного приема
- кабинет старшей медсестры
- пост дежурной медсестры
- процедурный кабинет
- приемно – карантинное отделение
- кабинет диетсестры
- ординаторская
Ежегодно проводится 100% диспансеризация детей.
Под непосредственным контролем медицинских работников работает – пищеблок. Имеются помещения: варочный цех, моечный цех, мясной цех, овощной цех, гарманже, продуктовые склады. Оснащены технологическим и холодильным оборудованием в соответствии с требованиями.
Для детей организовано шестиразовое питание, меню разнообразное и соответствует всем требованиям норм детского питания; дети, получающие энтеральное питание – 7 раз в день.
Все воспитанники обеспечены техническими средствами реабилитации на должном уровне, т.е выполняются рекомендации, прописанные в индивидуальных программах реабилитации. Медицинские работники осуществляют постоянный контроль за использованием ТСР.
2.Психолого-педагогическая реабилитация, которая проводится по следующим направлениям:
- диагностика уровня сформированности педагогических знаний, умений, навыков и пробелов в них, диагностика уровня психологического развития детей.
- психолого-педагогическая коррекция нарушений развития речи, познавательных функций и эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
- формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, элементарных практических умений и навыков.
У каждой группы в детском доме-интернате своя специфика воспитательной работы, так как контингент детей разнороден по своему составу: разная степень умственной отсталости, разные двигательные возможности, разный возраст.
Цель социальной реабилитация - создание коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного и реабилитационного процесса, для формирования жизненной компетенции в развитии детей - инвалидов со сложной структурой дефекта в условиях специального реабилитационного дома-интерната для детей на основе личностно-ориентированного подхода.
Воспитанникам проводится: социально-педагогическая диагностика; психологическая диагностика; психологическая коррекция; социально-педагогическая коррекция (организация досуга, проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития позитивных интересов, трудотерапия);
обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, общению и контроля, направленных на развитие личности. Занятия проходят в оборудованной комнате по социально-бытовой ориентировке, которая была организована на базе дома-интерната.
В игровых комнатах созданы все необходимые условия для досуговых мероприятий и проведения занятий педагогическими работниками, в которых имеется необходимый обучающий, развивающий материал, оборудование и игрушки.
С целью психоэмоциональной разгрузки функционирует сенсорная комната, оборудованная сухим бассейном, детским зеркальным уголком с пузырьковой колонной, установкой для ароматерапии, светильником «Звездная сеть» и т.д. Для занятий лечебной физкультурой имеется зал, оснащенный необходимым спортивным инвентарем.
Для проведения коррекционно-развивающих занятий в доме-интернате организована кружковая деятельность, работают 6 кружков:
- Художественно-эстетический кружок «Очумелые ручки»
- Кружок по экологическому развитию «Экоша»
- Спортивно-оздоровительный кружок «Спортивные игры»
- Танцевальный кружок «Свободное движение»
- Кружок «Музыкальный калейдоскоп»
- Кружок по нетрадиционной технике рисования «Умелые ладошки»
В целях обеспечения эффективной работы с детьми, создан психолого-медико-педагогический консилиум, на котором прослеживают динамику развития и вносят рекомендации по своим направлениям работы с воспитанниками.
Образование
Образовательная деятельность ведется с 2016 года. У всех воспитанников, имеются заключения психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью дошкольного и школьного возраста, в том числе с разработкой специальной индивидуальной образовательной программой развития (СИОПР).
Образовательная деятельность осуществляется по уровням образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и дополнительное.
Для организации обучения детей в учреждении имеется:
- 2 учебных класса
- кабинет дефектолога с учебно-методической литературой,
- компьютерный класс на 7 рабочих мест.
Воспитанники и сотрудники занимают активную жизненную позицию, активно принимают участие в творческой и художественной деятельности учреждения. Участвуют в Областных и Всероссийских акциях, конкурсах. В итоге участники награждены дипломами и призами.
В государственном бюджетном учреждении Саратовской области «Орловский специальный реабилитационный дом-интернат для детей» с 1 января 2015 года создан Попечительский совет.
В состав Попечительского совета входят: представители органов местного самоуправления; индивидуальные предприниматели, сотрудники учреждения.
Основными задачами попечительского совета являются: содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования учреждения, улучшение качества ее работы; содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности учреждения; содействие в совершенствовании материально-технической базы учреждения и др.
В целях защиты прав и законных интересов воспитанников в установленном законодательном порядке ведется взаимодействие с учреждениями социальной сферы (УПФР, ЦСЗН), здравоохранения, образования (органы опеки), внутренних дел (прокуратура, судебные приставы, городские и районные суды, мировые судьи, паспортный стол), налоговой инспекцией, министерством строительства и ЖКХ Саратовской области.